Паспорт антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности (далее - паспорт АТЗ) представляет собой технический документ, разработанный для предупреждения террористических актов и экстремизма, угрожающих жизни и здоровью людей в местах массового скопления. В паспорте безопасности объекта антитеррористической защищенности отражаются сведения о состоянии защищенности. Местом массового пребывания людей считают территорию общего пользования, на которой одновременно могут находиться более 50 человек.

Законодательство, регламентирующее разработку паспорта АТЗ:

• ПП РФ №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» от 25.12.2013 г.;

• ПП РФ №272 от 25.03.2015;

• ПП РФ № 447 от 14.04.2017;

• ПП РФ № 1273 от 19.10.2017 и т.д.

Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Паспорт АТЗ объекта необходим для зданий, предназначенных для предоставления услуг, мест массового скопления людей, инфраструктуры, сооружений. В документе должны содержаться данные, определяющие соответствие объекта требованиям относительно предупреждения кризисных (нештатных) ситуаций, защиты людей в случае террористической угрозы. 

Информация, которую содержит паспорт антитеррористической защищенности объекта, предназначена для использования в служебных целях и предоставляется только субъектам исполнительных и контролирующих органов, сотрудникам оперативных подразделений, предпринимающим действия по ликвидации террористических актов и их последствий, оказывающим помощь людям, пострадавшим в результате стихийных и техногенных катастроф.

Категорирование объектов по уровню потенциальной опасности с 10.04.2015 г.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №272 от 25.03.2015г. объекты, на которых отмечается единовременное присутствие более 50 человек, обязаны пройти процедуру категорирования по степени потенциальной террористической опасности и разработать паспорт АТЗ новой формы. Контроль со стороны государства за исполнением требований данного Постановления возложен на МВД и Росгвардию.

Объекты подразделяются на 3 категории:

  • I категория - единовременно находится более 1000 человек;

  • II категория - одновременно присутствует 200-1000 человек;

  • III категория - единовременно пребывает 50-200 человек. 

Требования ПП РФ №272 распространяется на 2 типа объектов:

  • находящиеся под охраной полиции,

  • имеющие категорию места массового пребывания людей.

Паспорт антитеррористической защищенности: необходимость разработки

Антитеррористический паспорт объекта важен для:

  • оперативного использования. Цель ведения данного документа - оценка объекта с точки зрения недопущения террористических актов, подробное описание с различными сценариями развития нештатных ситуаций, выявление наименее защищенных элементов и разработка вариантов их защиты. Паспорт АТЗ объекта нуждается в регулярной корректировке и актуализации. Содержащаяся в нем информация в кризисной ситуации используется сотрудниками МЧС, ФСБ, МВД;

  • с точки зрения законодательства. Разработка паспортов антитеррористической защищенности должна производиться в соответствии с пунктом 4 ст. 5 ФЗ №35 от 06.03.2006 г. Также каждое муниципальное образование отдельно издает свои подзаконные акты, в которых подробно расписывается информация о предприятиях, которые обязаны иметь паспорт антитеррористической защищенности объекта. 

Административная ответственность за отсутствие паспорта АТЗ

За отсутствие данного документа предусмотрено административное наказание с выдачей предписания по устранению обнаруженного нарушения. Право проводить проверку с наложением штрафов имеют представители органов МЧС и полиции, уполномоченные решать задачи в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и ГО.

Согласно ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ лица, виновные в неверной и несвоевременной разработке и/или несогласовании паспортов антитеррористической защищенности АТЗ в соответствующих инстанциях, невыполнении решений, касающихся противодействия терроризму, могут быть оштрафованы на суммы в размере 3-5 тыс. рублей. Должностные лица могут понести наказания в размере 30-50 тыс. рублей либо быть дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет. Размер штрафа для юридических лиц варьирует в пределах 300 тыс. - 1 млн. рублей либо влечет приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Структура паспорта антитеррористической защищенности

Типовой паспорт антитеррористической защищенности, заполненный согласно требованиям действующего законодательства кроме титульного листа и оглавления должен содержать такие разделы:

  • Аннотация. Содержит короткое описание целей и задач документа;

  • Лист корректировок и изменений. Отражается информация о внесенных изменениях с указанием дат;

  • Общие сведения. Содержит подробное описание объекта с указанием профиля, режима работы, реквизитов и пр.;

  • Сведения о персонале. Прописывает численность и данные сотрудников; 

  • Анализ уязвимых участков. В паспорте безопасности объекта антитеррористической защищенности отражается информация об имевших место и возможных ЧП с моделированием ситуаций и возможных последствий;

  • Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности объекта. Содержит сведения о проведении организационных мероприятий по предупреждению и устранению кризисных ситуаций. Также должны быть отражены сведения об автоматических системах безопасности и контроле на объекте, порядок оповещения должностных лиц, сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по ликвидации и предупреждению ЧС;

  • Силы и средства охраны. Отражаются характеристики охраняемой территории, информация о силах и средствах охраны, об организации связи и др.;

  • Ситуационные схемы и планы. Содержит поэтажный и ситуационный план, схемы инженерных коммуникаций;

  • Системы жизнеобеспечения. Описываются системы водоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции, кондиционирования, отопления, степень их защищенности от несанкционированного доступа;

  • Взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами. Раздел должен содержать телефоны специальных служб с рекомендациями по взаимодействию;

  • Перечень источников информации. Указываются методические пособия и другие источники информации, применяемые при разработке плана антитеррора;

  • Выводы. Указывают степени риска на объекте, прописываются рекомендации;

  • Приложения. Содержит схемы, планы, системы коммуникаций, алгоритм действий руководящего состава, лицензии ЧОП, памятки сотрудникам и посетителям, инструкции по предотвращению террористических актов и пр. 

Паспорт АТЗ может содержать другие разделы согласно требованиям территориальных органов безопасности МЧС, МВД и исполнительной власти.

Порядок разработки, согласования и переоформления паспорта антитеррористической защищенности

Разработка паспорта антитеррора производится собственными силами либо заказывается специалистам организаций, имеющих должный опыт в сфере разработки подобных документов. Сам процесс разработки осуществляется при поддержке госорганов, с которыми документ будет в последствие согласовываться.

В федеральном законодательстве отсутствует единый образец заполнения паспорта, нет перечня согласующих органов, не прописаны сроки и порядок переработки паспорта, не указано, где должны храниться такие документы. Указания, разъясняющие спорные моменты, принимаются на муниципальном уровне. Некоторые государственные органы утвердили свои ведомственные шаблоны, и всем, кто к ним относится, необходимо их использовать. Муниципальные образования также разрабатывают свои шаблоны. 

Основные этапы разработки:

  1. заключение договора. Разработка паспорта АТЗ проводится после подписания договора и согласования документов с учетом ведомственной и территориальной принадлежности объекта;

  2. отправка запроса в муниципальное образование с целью организации комиссии по проведению обследования и категорирования объекта;

  3. согласование даты проведения обследования;

  4. обследование объекта с последующим составлением акта, в котором указывается категория потенциальной опасности;

  5. обработка данных. Подготавливаются необходимые данные и согласовываются сроки использования;

  6. разработка паспорта антитеррора;

  7. одобрение образца заказчиком. После того, как была подготовлена вся необходимая документация и сопроводительные листы, паспорт проходит ободрение заказчиком;

  8. согласование. Документ отправляется в соответствующие инстанции для согласования и утверждения.

С кем согласовывать?

Первую подпись и печать на документе ставит руководитель предприятия. Согласно ПП №1244 паспорт антитеррористической защищенности объекта должен быть согласован с представителями всех федеральных органов исполнительной власти, чья деятельность затрагивается. Число согласований может достигать 5. В основном паспорт безопасности объекта антитеррористической защищенности проходит согласование в следующих органах:

  • МВД РФ;

  • ФСБ,

  • МЧС,

  • Росгвардия,

  • Глава муниципального образования по месту нахождения объекта.

Наибольшее число согласований полагается согласно ПП РФ №272. Примерное количество экземпляров документа - 2-6. В каждом органе остается одна копия паспорта безопасности объекта антитеррористической защищенности и 1 экземпляр содержится на объекте. Количество копий паспорта на 1 больше числа согласований.

Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора

Наиболее распространенными причинами пересмотра и повторного согласования паспорта антитеррористической защищенности являются:

  • изменение условий работы объекта, влияющие на степень его безопасности;

  • внесение изменений в требования по обеспечению защиты населения и территории от ЧС;

  • решение МЧС - особые случаи с установленными сроками;

  • внесение изменений в постановление правительства и решение антитеррористических комиссий относительно обеспечения защиты населения и объектов от угрозы террористических актов;

  • рекомендации антитеррористических комиссий, МЧС, ФСБ, ОВД, высланные руководителю объекта в письменном виде;

  • при изменении профиля (вида деятельности) предприятия или смене арендаторов помещения и сооружений на многопрофильном объекте;

  • после завершения капремонта, модернизации, изменения, застройки территории объекта;

  • при изменении схемы охраны предприятия, перевооружении и дополнительном оснащении техсредствами видеонаблюдения, контроля, защиты и т.п.;

  • при смене собственника предприятия, реорганизации, изменении наименования;

  • не реже 1 раза в 5 лет.

Доверив разработку и согласование паспортов безопасности объектов антитеррористической защищенности сотрудникам ООО «Сервиса Безопасности Союза Спасателей», вы можете быть уверены, что документы будут составлены грамотно и согласованы в соответствующих органах и инстанциях.


Возврат к списку



Отправить сообщение