Разработка ПЛА (ПЛАС и ПЛАРН)

Разработка ПЛА (ПЛАС и ПЛАРН)

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПЛА/ПМЛЛА) | Разработка и согласование с АСФ

В процессе эксплуатации любого опасного промышленного объекта, возникает вероятность аварийных ситуаций, сопровождающихся залповыми выбросами взрывоопасных, пожароопасных и токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к причинению вреда здоровью людей, разрушению технологического оборудования, зданий и сооружений, а также причинить вред окружающей среде.

Поэтому для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

ПЛАС (План ликвидации аварийных ситуаций) - документ, который вместе со схемами энергосбережения, ситуационными и поэтажными планами обязательно должен входить в состав аварийных документов опасного объекта.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (План ПЛА) - документ содержащий возможные сценарии возникновения и развития аварий, а так же порядок действий персонала для минимизации последствий аварий объектах, в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности и разрабатывается на объекты зарегистрированные в реестре опасных производственных производственных объектов.

Прочитайте, это полезно: План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО - это официальное название документа. Но так как, данный документ менял свое наименование, могут встречаться следующие наименования: ПЛА, ПМЛЛА, ПМЛЛПА, ПЛАС, план локализации и ликвидации аварий, план мероприятий по ликвидации аварий, план ликвидации аварийных ситуаций, план локализации и ликвидации аварийных ситуаций, план локализации аварийных ситуаций, план ликвидации возможных аварий. Мы советуем использовать аббревиатуру ПЛА.

Отдельно стоит отметить наименование "план ликвидации аварий". Данное наименование относится документу, который разрабатывается на объекты металлургической и горнорудной промышленности, и является приложением к ПЛА.

Кому необходимо разрабатывать ПЛА

Разработка плана локализации и ликвидации аварий обязательна согласно Постановления Правительства РФ №730 для предприятий попадающих под действие ФЗ-116 "О промышленной ...", к таковым относятся предприятия имеющие опасные производственные объекты 1, 2, 3 класса опасности и зарегистрированные в реестре опасных производственных объектов. На объекты 4 класса опасности ПЛАС не разрабатывается.

Не нужно разрабатывать ПЛА 

на объекты со следующими признаками опасности (пункт 2 статьи 10 ФЗ-116): 

1. Используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: 

1.1. пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); 

1.2. воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; 

1.3. иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;

2. Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.


ВНИМАНИЕ: С 01.01.2014 года План ликвидации аварий на ОПО должен быть согласован с профессионально аварийно-спасательным формированием


Содержание плана мероприятий ПЛА

План мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на ОПО состоит из титульного листа, общего и специального разделов: 

1. Общий раздел плана локализации и ликвидации аварий. Содержит: характеристика объектов; возможные сценарии и источники возникновения и развития аварий на объектах; характеристики аварийности и травматизма на таких объектах.

2. Специальный раздел плана локализации и ликвидации аварий. Содержит: порядок действий в случае аварии на объекте.

Если организация эксплуатирует на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более опасных производственных объектов, то разрабатывается единый план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО содержащий все ОПО. Так как объекты могут иметь разный класс опасности и срок действия ПЛА (см. таблицу), то в таком случае срок действия плана мероприятий устанавливается равным наименьшему сроку действия в отношении этих объектов.

Срок действия и порядок утверждения ПЛА

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО утверждается руководителем организации эксплуатирующей объекты и согласовывает с руководителем профессионально аварийно-спасательного формирования (ПАСФ). Согласованный и утвержденный ПЛА, имеет следующий срок действия:

Опасный производственный объект

Срок действия ПЛА

На котором ведутся горные работы в подземных условиях (шахты угольные)

6 месяцев*

На котором ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых (карьеры)

1 год*

I класса опасности

2 года*

II класса опасности

3 года*

III класса опасности (система газопотребления, газовые котельные)

5 лет*


* не менее чем за 15 дней до истечения срока действия, необходимо пересмотреть и пересогласовать ПЛАС

Так же надо иметь в виду, что план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО документ временный и согласно пункта 7 пересматривается в следующих случаях:

1. не позднее 1 месяца после: 

  • внесения изменений в применяемые на ОПО методики измерений или типы средств измерений (в рамках осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ);
  • внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
  • ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок и внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;

2. в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте.

Кроме этого, План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО пересматривается по предписанию Ростехнадзора в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

ЭТАПЫ РАБОТ ВЫДАЧА ИТОГОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Процедуре разработки ПЛА предшествует первичная консультация, если клиент принял решение о том, что готов заказать услугу разработки Плана, экспертная организация запрашивает у него ряд документов, таких как карта учета и свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, которые позволят специалистам составить представление об объекте работы, затем: заключается договор на оказание услуги; мы назначаем эксперта для разработки ПЛА по конкретному заказу, и он приступает к работе, контактируя с заказчиком на предмет уточнения необходимых технических деталей (работа ведется в полном соответствии  нормативных требований промышленной безопасности).

СТОИМОСТЬ И СРОКИ

Стоимость услуги рассчитывается индивидуально для каждой обратившейся компании, на формулу цены оказывают влияние такие факторы, как степень опасности аварии, потенциальные трудозатраты и ряд других. Сроки также могут колебаться, они определяются в зависимости от объема необходимой работы.


ПЛАРН (план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов)

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) – документ, определяющий меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на объектах связанных с аварийным разливом нефти, а также защиты рабочего персонала, жителей близлежащих населенных пунктов и окружающей природной среды от их вредного воздействия. Разрабатывается индивидуально для конкретного предприятия или объекта.

Согласно ст.10 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий. Иными словами разрабатывать план ликвидации аварийных ситуаций.

Организации, чья деятельность связана с разведкой месторождений и добычей нефти, переработкой, транспортировкой, хранением и использованием нефти и нефтепродуктов, должны разрабатывать ПЛАРН.

Законодательство, регламентирующее разработку ПЛАРН:

  • Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240)
  • Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613) 
  • Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (утв. приказом МПР РФ от 3 марта 2003 г. № 156)
  • Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. № 621)
  • Приказ МЧС РФ № 144 от 24.03.2003 "О совершенствовании работы в области борьбы с нефтеразливами".

ПЛАРН – первостепенный документ, который определяет порядок действий персонала и аварийно-спасательных служб предприятия, населения близлежащих населенных пунктов.

Разработка планов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов - это не право, а обязанность компаний, тем или иным образом связанных с нефтепродуктами. Наличие специального разрешения (например, аккредитации) для разработки ПЛАРН нормативно не предусмотрено.

На основании этого плана спецподразделения организации должны моментально отреагировать на любую аварию по всей зоне действия ПЛАРН, включающей в себя максимально возможную территорию загрязнения нефтепродуктами. Зона действия определяется экспертами, которые проводят анализ специфики работы предприятия и различных сторонних факторов: время года, погодные условия, экологические особенности местности, ее рельеф и многое другое.

Все аварийные ситуации, связанные с разливами нефти, разделяют на несколько категорий в зависимости от объема ее утечки и загрязненной площади:

Уровень чрезвычайной ситуации на СУШЕ

Органы, согласующие и утверждающие ПЛАРН

Сроки введения ПЛАРН в действие

Сроки действия ПЛАРН

Локальный
(зона ЧС не выходит за пределы территории потенциально опасного объекта, разлив нефти не более 100 тонн)

Орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

4 месяца

3 года

Местный
(зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района, разлив нефти до 500 тонн)

Территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

4 месяца

3 года

Территориальный
(зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации, разлив нефти до 1000 тонн)

Территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

6 месяцев

4 года

Региональный
(ЧС развивается на территории нескольких субъектов РФ, разлив нефти до 5000 тонн)

Федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром.

9 месяцев

5 лет

Федеральный
(ЧС развивается на всей территории РФ, разлив нефти более 5000 тонн)

Федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональными центрами.

12 месяцев

5 лет

Введение ПЛАРН в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших Планы.

По истечении указанных сроков планы ликвидации аварийных разливов нефти подлежат корректировке/переработке. Помимо этого, планы корректируются или перерабатываются до окончания срока действия по решению одного из утвердивших его органов, либо при принятии соответствующих нормативных документов.

Уровень чрезвычайной ситуации на АКВАТОРИЯХ

Органы, согласующие и утверждающие ПЛАРН

Сроки введения ПЛАРН в действие

Сроки действия ПЛАРН

Объектовый
(разлив нефти до 500 тонн)

Согласовывается с Администрацией морского порта, соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, специализированными морскими инспекциями МПР России и утверждаются территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации.

4 месяца

3 года

Региональный
(разлив нефти до 5000 тонн)

Согласовывается с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, специализированными морскими инспекциями МПР России, КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональными центрами, соответствующими региональными подразделениями Минтранса России и утверждается федеральным органом исполнительной власти по отраслевой принадлежности, Минтрансом России и МЧС России.

9 месяцев

5 лет

Федеральный
(разлив нефти более 5000 тонн)

Согласовывается с КЧС органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональным центром, соответствующими региональными подразделениями Минтранса России и федеральными органами исполнительной власти и утверждается федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности Минтрансом России и МЧС России.

12 месяцев

5 лет

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, в частности - разработка планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и календарных планов оперативных мероприятий - это сложнейший, ответственный и многоступенчатый процесс.

ЭТАПЫ РАБОТ ВЫДАЧА ИТОГОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Процедуре разработки ПЛАРН предшествует первичная консультация, если клиент принял решение о том, что готов заказать услугу разработки Плана, экспертная организация запрашивает у него ряд документов, таких как карта учета и свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, которые позволят специалистам составить представление об объекте работы, затем: заключается договор на оказание услуги; мы назначаем эксперта для разработки ПЛАРН по конкретному заказу, и он приступает к работе, контактируя с заказчиком на предмет уточнения необходимых технических деталей (работа ведется в полном соответствии  нормативных требований промышленной безопасности).

СТОИМОСТЬ И СРОКИ

Стоимость услуги рассчитывается индивидуально для каждой обратившейся компании, на формулу цены оказывают влияние такие факторы, как степень опасности аварии, потенциальные трудозатраты и ряд других. Сроки также могут колебаться, они определяются в зависимости от объема необходимой работы.



ПАСПОРТ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)


Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) - документ, отражающий сведения о состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта являющегося местом массового пребывания людей.

Место массового пребывания людей - это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

Срок действия паспорта антитеррора: максимальный 3 года

ВАЖНО: 10 апреля 2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", которое внесло существенные изменения в действующий порядок по разработке Паспорта АТЗ. 

Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ:

Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности

Наличие

Административные здания

+

Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения

+

ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования

+

Учреждения социального обслуживания населения

+

Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта

+

Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры

+

Гостиницы, мини гостиницы, хостелы, пансионаты, дома отдыха

+

Рынки, ярмарки

+

Предприятиям

+

Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли

от 1000 кв.м. вкл.

Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания

от 50 мест вкл.

Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более

по Московской обл.

Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше

по Московской обл.

Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме

по Московской обл.

Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше

по Московской обл.

Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме

по Московской обл.


Категорирование объектов по степени потенциальной опасности с 10 апреля 2015 г.

10 апреля 2015 г. принято Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272, согласно данного постановления всем объектам с единовременной посещаемостью свыше 50 человек требуется провести категорирование объекта по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и разработать паспорт АТЗ в соответствие с новой формой. Государственный контроль за исполнением данного Постановления теперь возложен на МВД.

Объекты делятся на 3-и категории:

  • место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек; 
  • место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек; 
  • место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек. 

ВАЖНО: ПП РФ №272 от 25.03.15 г. распространяется на два типа объектов: объекты которые охраняются полицией и объекты которым присвоена категория по массовому пребыванию людей. 

В связи с тем, что не было ясности в некоторых вопросах, мы подготовили запрос в МВД и получили следующий ответ: 

1) категорирование будет осуществляться комиссией, которая будет создана в каждом муниципальном образовании и которая самостоятельно (или по запросам от самих организаций) составит график проведения;

2) перерабатывать паспорт АТЗ потребуется не всем объектам, а только по указанию государственного органа;

3) объектам, которым не потребовалось перерабатывать паспорт, следует руководствоваться пунктом 19 данного ПП РФ.

Смотреть ответ МВД на наше обращение.

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Для оперативного использования:

Для того, что бы понять почему надо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, нужно понимать цель введения данного документа. Цель введения паспорта антитерора, это прежде всего оценка объекта, со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизация вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно разбирается объект, со всеми сценариями развития кризисных ситуаций, а так же выявляются незащищенные элементы объекта, а так же варианты их защиты.

Конечно можно подойти к разработке паспорта антитеррористической защищенности как к некой формальной процедуре. И вы можете разработать и согласовать паспорт, и доставать лишь при проверках государственных органов. Но мы советуем корректировать и постоянно актуализировать паспорт антитеррористической защищенности, ведь информация содержащаяся в паспорте антитеррористической защищенности используется при работе МЧС, ФСБ и МВД, которые в кризисной ситуации будут использовать эти данные.

Пример: Допустим случилось ЧП и работникам ФСБ необходимо проникнуть в здание. Согласно паспорта антитеррора они видят, что есть вход через подвал, расположенный в 100 метрах от здания. Они заходят и видят что там возведена стена и пройти нельзя. А это потери времени.

Согласно законодательства:

Выше мы разобрали почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности со стороны защиты Вашего объекта, а теперь перейдем к законодательству. Еще раз повторимся, паспорт антитеррористической защищенности нужно разрабатывать согласно пункта 4 статьи 5 ФЗ-35 от 06.03.06 г. "О противодействии терроризму". Так же отдельно, каждое муниципальное образование издало свои подзаконные акты, где более подробно прописываются какие объекты на данной территории должны иметь паспорт антитеррористической защищенности. 

Структура паспорта антитеррористической защищенности

Информация в паспорте антитеррористической защищенности,  предназначена для оперативного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма и содержит данные о наличии на объекте специальных средств и сил, которые необходимы для защиты людей и материально-технической базы при наступлении акта терроризма. Исходя из этого структура паспорта следующая:

Разделы

Содержание

Аннотация

Описаны задачи и цели разработки паспорта антитеррористической защищенности

Сведения об изменениях паспорта антитеррористической защищенности

Заполняется по мере необходимости

Общие сведения

Указываются реквизиты организации, профиль объекта, режим работы объекта, наличие арендаторов и краткие сведения о них, средняя и максимальная посещаемость объекта, характеристика района размещения объекта.

Сведения о персонале

Указываются общая численность сотрудников объекта и численность арендаторов, списки арендаторов с указанием адресов местожительства и телефонов организаций, максимальная численность работающих в смену (с учетом арендаторов).

Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций

Содержит сведения об имевших место на объекте чрезвычайных ситуациях и информация о возможных ЧС.

Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования объекта

Сведения о выполнении на объекте организационных мероприятий по защите персонала и посетителей объекта в части предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций; 
Сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 

Наличие автоматизированных систем контроля и безопасности на объекте;

Привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 
Порядок оповещения должностных лиц объекта.

Силы и средства охраны; 

Содержит параметры охраняемой территории, наличие инженерные заграждений, силы и средства охраны, организация связи.

Ситуационные планы и схемы; 

Содержит ситуационный и поэтажный план, схемы подходящих к объекту инженерных коммуникаций. 

Системы жизнеобеспечения; 

Описывается система энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а так же защищенность каждой системы жизнеобеспечения от несанкционированного прохода в них посторонних лиц.

Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами; 

Содержит рекомендации по взаимодействию, а так же телефонные номера служб.

Перечень использованных источников информации; 

Какая литература была использована при разработке паспорта антитеррористической защищенности.

Выводы 

Содержит выводы о степени риска на объекте, а так же перечень рекомендуемых мероприятий.

Приложения.

Схема расположения, поэтажные планы, схемы подходящих инженерных коммуникаций, лицензия ЧОП, рекомендации по обеспечению безопасности от проявления терроризма, алгоритм действий руководящего состава при возникновении ЧС; памятка и посетителям и сотрудникам по действиям в условиях возможного биологического заражения, памятки действия граждан при возникновении ЧС, инструкции по предупреждению проведения теракта и меры защиты рабочих, служащих и посетителей при угрозе проведения и осуществлений теракта, инструкции по действиям дежурного охранника при возникновении ЧС, связанных с угрозой и проведением террористических актов, фотографии объекта.


Порядок разработки, согласования и переоформления паспорта антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается собственными силами объекта, либо специализированной организацией имеющей опыт в области разработки данных паспортов. Процесс разработки паспорта происходит с поддержкой государственных органов, с которыми в дальнейшем паспорт будет согласовываться.

Надо понимать, что в Федеральном законодательстве есть только указание, что необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, но так же существует ряд пробелов: отсутствует единый образец заполнения паспорта, отсутствует перечень согласующих органов, не указан порядок и сроки переработки паспортов, отсутствует перечень органов где паспорт должен хранится. Данный факт повлек за собой следующее. На муниципальном уровне принимались указания которые разъясняли данные моменты, но каждое муниципальное образование делало по своему. На данный момент ситуация такова:

1. Название документа

Нет единого названия документа. В каждом муниципальном образовании по разному называют документ: паспорт безопасности объекта (предприятия), паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической безопасности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, паспорт безопасности объекта (территории) и т.д.

2. Где взять шаблон паспорта

Некоторые органы государственной власти утвердили свой ведомственный шаблон, таким образом если вы к нему относитесь, то надо использовать его. Так же каждое муниципальное образование утвердило свой шаблон.

3. С кем согласовывать

Первую подпись и печать ставит руководитель объекта. Так же, согласно статья 3 ПП РФ от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти сферы деятельности которых затрагиваются. В основном по России паспорт нужно согласовывать со следующими ораганами: МВД (ГУВД, УВД, УМВД), ФСБ (УФСБ), МЧС (ГУ ГОЧС, УМЧС). Так же, в соответствии с данной статьей, каждое муниципальное образование определяет какие органы государственной власти затрагиваются, по этому могут потребоваться дополнительные согласования с: Главой муниципального образования, Антитеррористической комиссией. 

4. Сколько экземпляров паспорта нужно согласовывать и где они хранятся:

Примерное количество необходимых экземпляров паспорта антитеррористической защищенности от 2-х до 5-ти.  Такое количество связанно с тем, что каждый согласующий орган хранит у себя один экземпляр паспорта антитеррористической защищенности, и еще один экземпляр хранится на объекте. По этому всегда печатается паспортов на один больше, чем согласований.

5. Порядок разработки паспорта АТЗ

Порядок разработки паспорта АТЗ может значительно сильно отличаться в зависимости от объекта регулирования. Например, в отношении объектов спорта комиссия для проведения категорирования и обследования создается по инициативе администрации муниципального образования. 

Наиболее часто встречающийся порядок разработки:

  • Отправляется запрос в администрацию муниципального образования в целях создания комиссия для проведения категорирования и обследования;
  • Согласуется дата (график) проведения обследования Вашего объекта;
  • Проводится обследования;
  • Результаты проведенного обследования оформляются актом обследования и категорирования, а также устанавливается категория потенциальной опасности.
  • Разрабатывается паспорт антитеррора;
  • Разработанные паспорта согласуется с соответствующими инстанциями.

6. Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора

Здесь нет единства и по этому необходимо смотреть местное законодательство. Приведем наиболее часто встречающиеся формулировки, в каких случаях необходимо пересматривать и пересогласовывать паспорт антитеррористической защищенности:

  • изменения условий функционирования предприятия, влияющих на его безопасность;
  • изменения требований по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • в особых случаях по решению ГУ ГОЧС/МЧС в установленные сроки;
  • при изменении или установлении нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями антитеррористической комиссии дополнительных специальных требований по обеспечению защиты населения и объектов от актов терроризма;
  • на основании рекомендаций антитеррористической комиссии муниципального образования управления по делам ГО и ЧС/МЧС, отделения  Управления ФСБ РФ, ОВД, направленных руководителю объекта в письменной форме;
  • при изменении застройки территории объекта или после завершения работ по капитальному ремонту, реконструкции или модернизации зданий, помещений и сооружений объекта;
  • при изменении профиля (вида экономической деятельности) объекта или состава арендаторов зданий, помещений и сооружений объекта на многопрофильном объекте;
  • при изменении схемы охраны объекта, его дополнительном оснащении или перевооружении современными техническими средствами контроля, защиты, видеонаблюдения и т.п.;
  • при изменении собственника объекта, его наименования или организационно-правовой формы;
  • не реже одного раза в пять лет.

Формы паспортов антитерористической защищенности и инструкции по заполнению

Санитарно-курортные учреждения - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 18.08.2010 г. N 693н/604/403 "Об утверждении Инструкции по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений";

Объекты уголовно-исполнительной системы - ПП РФ от 14.11.2014 г. №1193 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы";

Объекты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций - ПП РФ от 29.08.2014 г. N 875 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";

Объекты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - ПП РФ от 03.12.2014 г. N 1309 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";

Объекты Министерства регионального развития Российской Федерации - Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 г. №872 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";

Объекты гостиничного комплекса в г. Москве - Распоряжение Правительства Москвы от 15.11.2006 г. N 2335-РП "Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы";

Объекты здравоохранения в г. Москве -  Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.09.2011 г. N 938 "Об утверждении единых норм и требований по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы"; 

Объекты Министерства спорта - а) ПП РФ от 06.03.2015 г. N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта"; б)  <Письмо> Минспорта России № ПН-07-10/6354 от 02.10.2015 "Разъяснение порядка применения требований к антитеррористической защищенности объектов спорта"; в) Приказ Минспорта России № 895 от 21.09.2015 "Об утверждении методических указаний по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта"; г) Приказ Минспорта России № 921 от 30.09.2015 "Об утверждении методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта"

Объекты таможенных органов - ПП РФ от 05.12.2014 г. N 1328 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов";

Объекты министерства связи - ПП РФ от 30.10.2014 г. N 1130 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)";

Субъекты РФ и муниципальные образования - Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 г. N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";

Объекты министерства регионального развития РФ - ПП РФ от 28.08.2014 г. N 872 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";

Розничные рынки - ПП РФ от 28.04.2007 г. №255 "Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений";

Объекты массового пребывания людей - ПП РФ №272 от 25.03.2015 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".

Мы хотим подвести итог

Если Вы прочитали все от начала до конца, то наверняка поняли насколько несовершенно законодательство по данной услуге. Но можем Вас заверить, что наши специалисты разработают и согласуют именно так, как требуется в Вашем регионе.

Сроки и стоимость оформления типового паспорта антитеррористической защищенности

Сроки оформления типового паспорта антитеррористической защищенности составляют не более 30 рабочих дней.

Цена паспорта антитеррористической защищенности напрямую зависит от сложности объекта, для которого необходима разработка документа. Уточните информацию о цене паспорта безопасности антитеррористической защищенности у специалистов.


Возврат к списку



Воробьев Ю.Л.

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Высшего совета Российского союза спасателей

Под «сервисом безопасности» я пониманию набор услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека, и которые, в дополнение к государственной защите, предоставляет рынок... читать


События

Отправить сообщение