О понятии «сервис безопасности» (Воробьев Ю.Л.)

О понятии «сервис безопасности» (Воробьев Ю.Л.)

Под «сервисом безопасности» я пониманию набор услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека, и которые, в дополнение к государственной защите, предоставляет рынок.

Идея «сервиса безопасности» пришла мне в голову при более пристальном рассмотрении вопроса обеспечения безопасности на автодорогах, при следовании разными маршрутами на акваториях, при организации отдыха, туризма, другой индивидуальной деятельности. Стало понятно, что некоторый набор условий безопасности не может обеспечить ни одна из существующих государственных систем. Даже полученные знания в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности не могут обеспечить защиту, так как нет некоторых материальных условий, получение или приобретение которых формирует новый спрос на рынке услуг. При этом эти услуги не всегда производятся и предоставляются потребителям. 

Вот именно об этих услугах и идет речь, именно их и не достает в обеспечении безопасности, именно их производство и следует организовать. Они могут быть широко востребованным товаром в планировании собственной и коллективной безопасности.

Следует подчеркнуть связь сервиса безопасности и реализуемых национальных проектов, основными задачами которых являются повышение качества российского образования, его информатизация, повышение качества и укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, повышение уровня обеспеченности населения жильем, развитие мясного животноводства, малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и многие другие.

Очевидно, что для решения данных задач необходимо создание определенных условий. Помимо того, что само общество должно быть готово к их выполнению, необходимо нормативное правовое, организационное, техническое и другое обеспечение. При этом важнейшим из них является обеспечение безопасности в тех областях, в которых реализуются проекты. Например, без обеспечения безопасности образовательных учреждений, самих учащихся не возможна реализация национального проекта в области образования. Без проведения мероприятий информационной безопасности компьютеризация и интернеторизация всех школ будет иметь даже негативные последствия: через всемирную компьютерную сеть может поступать деструктивная информация, осуществляться атаки хакеров и т.п. Без привития населению норм и правил здорового образа жизни населения, обеспечения защиты лечебных учреждений - невозможно достичь успехов в области здравоохранения и т.п. Все это свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной деятельности, которая сейчас очерчивается таким термином, как «сервис безопасности».

Очевидно, что все эти мероприятия осуществляются в различных сферах жизнедеятельности. Для этого требуется привлечение множества различных частных структур и государственных институтов. С учетом важных ожидаемых результатов этой деятельности, связанной со снижением рисков, уменьшением потерь населения и материального ущерба в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, повышением качества жизни, а также принимая во внимание связь со всеми национальными проектами создание сервиса безопасности также может рассматриваться как полноценный национальный проект. 

Следует отметить, что возникновение новых рисков требует все больше усилий по обеспечению безопасности. В настоящее время данные усилия ложатся, в основном, на «плечи» государства. Это является причиной значительного увеличения масштабов государственных структур, отвечающих за безопасность, отвлечения существенных материальных и людских средств, финансовых ресурсов для решения этих задач. В этой связи другие важные направления государственной политики обеспечиваются в более ограниченном масштабе, что сказывается, в свою очередь, на снижении их безопасности, увеличении рисков при их реализации. 

Возможным выходом из такого замкнутого круга может являться привлечение рыночных, в первую очередь, страховых механизмов обеспечения безопасности. В этом случае размеры страховых выплат будут стимулом для обеспечения безопасной деятельности в любых сферах. Например, для прохождения горно-туристического маршрута возможно обязать соответствующие туристические компании выделять для сопровождения групп штатных инструкторов и специалистов по безопасности с необходимым спасательным оборудованием и снаряжением. В этом случае размер страховки членов туристической группы может быть небольшим. При отсутствии таких специалистов размер страховки значительно повышается. И в этом случае руководство туристической компании должно выбирать, что выгодней, иметь штатную группу специалистов-спасателей или каждый раз выплачивать значительные денежные средства.

Именно эти механизмы и позволят, на наш взгляд, переложить груз ответственности с государства, граждан-налогоплательщиков, на рынок. Но при этом важнейшей задачей, которую предстоит решить, будет разделение ответственности и прав, роли и места государства и различных структур сервиса безопасности. Очевидно, что ролью страховых компаний будет установление размеров страховых выплат, страховое обеспечение потенциально опасной деятельности. Консалтинговые организации должны будут оценивать риски деятельности, оказывать консультационные услуги по обеспечению безопасности. Организации, входящие в структуру сервиса безопасности, будут предоставлять услуги по обеспечению безопасности населения, объектов и территорий.

Роль государства должна, по нашему мнению, заключаться в правовом обеспечении сервиса безопасности, выдаче лицензий на право ведения потенциально опасной деятельности, аттестации организаций и специалистов, государственном надзоре, обеспечении условий для здоровой конкуренции страховых и консалтинговых компаний, организаций, предоставляющих услуги по обеспечению безопасности.

Было бы несправедливо говорить о том, что такие услуги не производятся вообще и не предлагаются на рынке, это не так. Но их недостаточно или они «упакованы» не таким образом, чтобы быть востребованными в качестве услуги «сервиса безопасности».

Еще очень важно, что общество не сформировало соответствующего стандарта требований к этим услугам.

Сейчас трудно оценить рынок таких услуг, но, судя по всему, он может быть очень большим и будет расти по мере развития страхового дела и повышения «цены жизни».

Если взглянуть на структуру «сервиса безопасности», то можно сказать о ее разнообразии и специфичности, зависимости от среды, места, условий, выбора деятельности и прочего.

Профессионально этот сервис близок к спасательным, информационным, логистическим, транспортным специальностям, а также специальностям технической поддержки.

Примерами таких услуг являются:

в промышленности - промышленный альпинизм; работа в емкостях и сосудах в среде непригодной для жизни; подготовка площадок для строительства с обезвреживанием взрывоопасных (пожароопасных) предметов и радиационно-химически опасных предметов и сред; разборка сложных конструкций в стесненных городских условиях; специальные работы по дезактивации и очистки местности; контроль за безопасностью сложных технических систем на больших территориях и под водой; ведение подводных работ особого назначения и т.д.;

в туризме - прокладка маршрутов; сопровождение на маршрутах; предоставление систем связи и навигации; информирование о возникающих опасностях и помощи; подготовка специальных восхождений, сплавов, спелеоспусков; проводка специальными маршрутами; обучение и тренинг; страховые услуги;

в яхтинге, активном отдыхе на акваториях - транспортировка яхт, катеров; техническая поддержка, спуски на воду, стоянки; заправка топливом; информация об изменении погодных условий; оказание помощи при штормовых ситуациях; обеспечение связи со специальными службами и медицинская поддержка; предоставление карт; обучение судовождению; техническое обслуживание; организация соревнований и праздников на воде; проведение и сопровождение наводных маршрутов по территории Российской Федерации, в том числе, в труднодоступных районах и т.д.

Этот перечень легко продолжить, но получить такие услуги. Сегодня в нашей стране практически невозможно.

При этом следует отметить, что объем таких услуг крайне значительный. И думается, что в будущем он будет и дальше стремительно расти. Поэтому очевидно, что только профессиональные спасательные подразделения не смогут оказывать услуги по обеспечению безопасности в полном объеме в соответствии с запросами рынка. Это должно являться и прерогативой различных общественных организаций,  и в первую очередь, Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей».

На сегодняшний день развернуто 52 региональных отделения «Российского союза спасателей», в состав которых вошли федеральные, краевые, областные и муниципальные спасатели, спасатели негосударственных поисково-спасательных формирований.

Основными задачами этой организации являются: 

  • формирование в общественном сознании императивов безопасной жизнедеятельности, ответственности всех членов общества за негативные последствия своей деятельности;
  • пропаганда, популяризация и распространение знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведение бесед и лекций;
  • оказание помощи в подготовке спасателей общественных формирований и обучении населения основам безопасности жизнедеятельности;
  • участие в мероприятиях по повышению социального статуса и общественной значимости профессии спасателя; 
  • проведение мероприятий по оказанию помощи, социальной защищенности спасателей-ветеранов и членов семей погибших спасателей;
  • установление деловых контактов и сотрудничества с представителями российских и зарубежных организаций спасателей и многие другие. 

Мы понимаем, что Россоюзспас может успешно функционировать только в тесном взаимодействии с другими общественными организациями. Поэтому для решения основных задач налажено сотрудничество с Всероссийским студенческим корпусом спасателей, который на деле доказал свою дееспособность, Всероссийским добровольным пожарным обществом, Федерацией альпинизма России. Это позволяет нам использовать их многолетний опыт работы для того, чтобы организовать и обеспечить сервис безопасности, сделать его доступным для всех категорий населения нашей страны.

При этом очевидно, что такие услуги по обеспечению безопасности людей при различных видах деятельности, связанной с повышенными рисками, должны быть платными. Это может быть как прямая оплата потребителями услуг, так и задействование страховых механизмов. Часть взносов за страхование жизни и здоровья может быть использовано и на финансирование мероприятий по оказанию услуг в сфере безопасности.  

Таким образом, с учетом того, что в нашей стране, с одной стороны, стремительно развиваются туризм, все виды активного отдыха и индивидуальной деятельности, с другой, сформировался большой отряд высокопрофессиональных спасателей и пожарных, активно развиваются общественные спасательные движения, было бы очень важно создать условия для формирования новых рабочих мест для них. Для этого необходимо расширить сервис безопасности, сделать его доступным для всех граждан нашей страны, а в перспективе и зарубежных граждан, стимулировать развитие важнейших сфер экономики, в том числе, туризма. И в конечном смысле – сделать жизнь наших людей более безопасной.


Возврат к списку


Воробьев Ю.Л.

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Высшего совета Российского союза спасателей

Под «сервисом безопасности» я пониманию набор услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека, и которые, в дополнение к государственной защите, предоставляет рынок... читать


События

Отправить сообщение